Как снимать пейзаж в HDR

Тут вопрос немного расширяется — вы снимаете пейзаж и при этом допускаете возможность дальнейшей обработки своей фотографии. Какие могут быть рекомендации? Особенно для начинающего «пейзажиста»?

Немного отойду от основной темы и процитирую Скотта Келби, автора очень интересных книг, в частности «Цифровая фотография» (том1, глава4) :

«Фотографы, занимающиеся съемкой пейзажей, могут фотографировать только дважды в день… на восходе и на закате. Если с этим у вас нет проблем, то пришло время раскрыть еще один важный секрет: … всегда нужно использовать штатив. Каждый день. Постоянно. В пейзажной съемке не бывает фотографий, выполненных без штатива… Однажды утром вы обязательно увидите рядом с собой дилетанта, делающего те же снимки, что и вы, но без штатива… Хотите спасти заблудшую душу? Молча возьмите штатив и стукните его по голове.»

Если вы приняли такой совет и всегда используете штатив, то следующие действия при съемке пейзажа можно считать достаточно простыми. Вы определились с композицией и теперь можете сделать несколько фотографий с разными уровнями экспозиции, ориентируясь на самые светлые и самые темные участки, причем наличие штатива увеличивает возможность расширения вилки экспозиции практически до любых значений. Этот момент нельзя переоценить, когда вы снимаете рассветы-закаты или ночной город. Здесь особо стоит отметить, что многие новички просто не понимают, что например красивую фотографию ночного города с разноцветными огнями и проработанными деталями в тенях можно получить только в HDR и пытаются повторить увиденный результат, снимая «с рук», да еще и в JPEG с его 8-битным цветом. Не буду здесь затевать дискуссию о сравнении RAW и JPEG, только отмечу, что в нашем случае мы как раз собираемся обрабатывать полученные кадры в HDR, а для последующей обработки глубина 8-бит может как раз оказаться недостаточной. Поясню только разницу на не совсем точном для нашего случая примере, показывающем отличия 8-битного цвета от 16-ти битного:

После обработки в HDR вы рискуете получить усиление таких градиентных переходов.

Таким образом, вы сделали несколько снимков со штатива, не забыли про разброс экспозиции и сохранили все в наиболее подходящем для своих целей формате.

В дальнейшем вы сможете выбрать лучший кадр по передаче светлых и темных участков сцены, а в случае необходимости создать «псевдо» или даже полноценное HDR изображение. Оговорюсь, что и при отсутствии штатива можно попытаться осуществить съемку с рук в режиме серийной съемки с брекетингом экспозиции (все это, конечно, если такие функции есть в вашем фотоаппарате). Естественно, что успех более вероятен в широкоугольном диапазоне объектива.



Шансы получить качественную (специально не говорю «хорошую») пейзажную фотографию в результате таких действий действительно возрастают. А дальше, устраиваясь за компьютером, остается только руководствуясь собственным вкусом решить, стоит ли использовать HDR в каждом конкретном случае. Главное – это хорошо понимать, что в руках у вас мощный и интересный инструмент для создания красивой и естественно выглядящей фотографии.

Выводы

Теперь попробую сделать выводы из всего вышесказанного:

1. Применение HDR требуется в особых условиях освещения и лучше потратить время на получение специальной серии для задуманной сцены, чем потом мучить отдельный кадр в редакторе, пытаясь получить то, что было упущено при съемке, тем более пытаясь получить то, чего на самом деле в этом кадре нет – здесь я прежде всего имею ввиду недостаточный диапазон яркости.

2. Внимательно смотрите на полученный результат, увлекшись обработкой легко потерять что-то интересное, присутствующее изначально на снимке. Старайтесь избегать стандартных ошибок, перечисленных в начале заметки, если это не вызвано какими-то особыми соображениями.

3. Сравните полученное изображение с исходным. Может быть, его вообще не стоило обрабатывать?

Как исправить пересвеченное солнце?

Солнце в полкадра — довольно частая ошибка, которая допускается при пейзажной съемке. Объясняется это просто — динамический диапазон у матрицы относительно небольшой, и если солнце попадает в кадр получается одно из двух — или слишком темная земля, или пересвеченное небо. Причем "золотая середина" может отсутствовать — по законам Мерфи:

1. "Чобы что-то отчистить, нужно что-то испачкать" (т.е. нужно чем-то пожертвовать — или проработкой светов, или проработкой теней)

2. "Можно все испачкать, но так ничего и не отчистить" (можно пожертвовать и тем и другим, но так ничего и не получить)

Вот пример — фотография сама по себе довольно интересна, но огромное солнце очень портит восприятие.

Автор фотографии — Алексей Киров

Как уменьшить размер солнца?

1. Открываем фотографию в Adobe Photoshop.



2. Выполняем круглое выделение пространства вокруг солнца:

3. Выбираем меню Фильтр → Искажения → Дисторсия

Задаем дисторсию 100%. При этом солнце ощутимо ужимается в размерах.

Для достижения желаемого результата можно эту процедуру повторить несколько раз. Проще всего это сделать при помощи горячей клавиши Ctrl+F (заново применяет последний использованный фильтр)

Результат почти достигнут. Единственная проблема — вокруг "нового" солнца остается заметный ореол, от которого мы тоже сейчас избавимся.

Делаем выделение примерно такой формы:

... и применяем фильтр "Размытие" по Гауссу (Фильтры → Размытие → Размытие по Гауссу)

Ореол стал чуть менее заметен. Если повторить действие фильтра несколько раз подряд, граница станет почти неразличимой.


8766352310261379.html
8766414708082870.html

8766352310261379.html
8766414708082870.html
    PR.RU™