Гражданский процессуальный и Уголовно-процессуальный кодексы РСФСР 1923 г.

Предыдущая123456789101112131415Следующая

ГПК РСФСР был введен в действие с 1923 г., состоял из 5 частей, которые регламентировали: положения о представительстве в суде, подсудности, судебных расходах, сроках; исковое производство (порядок предъявления иска, судебное разбирательство, обеспечение доказательств); особое производство; пересмотр решений по гражданским делам; исполнение судебных решений и определений.

ГПК закреплял принципы гласности, публичности, ведения производства на родном языке, диспозитивности, объективного и всестороннего рассмотрения дела. Источники ГПК: действующие нормативные акты высших органов власти и управления СССР и РСФСР, норматив местных органов власти; общие начала советского законодательства; политика официального правительства.

Функции прокурора по ГПК: прокурор мог предъявлять иски, вступать в дело на любой стадии процесса, давать заключение по делу, вносить протест в вышестоящую судебную инстанцию на незаконное и необоснованное решение нижестоящего суда.

УПК РСФСР вступил в действие с 1922 г., однако в результате реформирования судебной системы 1923 г. был принят новый УПК. Нормы УПК были группированы в 5 разделов: 1 - содержал общие нормы, касающиеся подсудности, состава суда, ведения протокола; 2 - регламентировал порядок ведения предварительного следствия и дознания; 3 - содержал нормы о порядке производства в первой, апелляционной и надзорной инстанции, о производстве по вновь открывшимся обстоятельствам и особом производстве; 4 - устанавливал порядок судебного контроля, проводимого Народным комиссариатом юстиции; 5 - регулировал исполнение приговоров.

УПК установил гарантии неприкосновенности личности, расширил право обвиняемого на защиту, закрепил принцип гласности судебного разбирательства, полного и всестороннего изучения дела, исследования как отягчающих, так и смягчающих обстоятельств.

59. Конституция СССР 1936 г.: структура и особенности.

Проект новой Конституции СССР был подготовлен к середине мая 1936 г. конституционной комиссией, избранной на VII съезде Советов СССР. К концу 1936 г. Конституция СССР была принята.

Предпосылки создания Конституции 1936 г.:

СССР все более превращался в мощную промышленную державу, утрачивались черты аграрно-индустриального государства;

капиталистические черты экономики были заменены социалистическими;

социалистическая собственность на орудия и средства производства окончательно утвердилась;

исчезли эскплуататорские классы;

образовалось колхозное крестьянство;

наметилась дальнейшая демократизация избирательной системы.

Особенности Конституции СССР 1936 г. (в сравнении с Конституцией 1924 г.):



это более широкая по содержанию Конституция, которая включала новые главы: об общественном устройстве; о местных органах государственной власти; о суде и прокуратуре; об основных правах и обязанностях граждан; об избирательной системе;

нормами Конституции 1936 г. подробно регулировалось государственное устройство СССР, система высших органов власти СССР и союзных республик:

а) высший орган власти – Верховный Совет, его Президиум (формировался на основе всеобщего избирательного права и прямого тайного голосования на 4 года, избирательное право возникало с 18 лет);

б) Совет народных Комиссаров (СНК – высший исполнительный и распорядительный орган), наркомат (подотчетны Верховному Совету);

в) система судов и прокуратуры (Верховный Суд СССР, верховные суды союзных республик, краевые, областные, окружные суды; народные суды были выборными органами, срок полномочий – 3 года);

в общественном устройстве устанавливалось наличие в обществе двух дружественных классов: рабочих и крестьян;

закреплялась политическая основа СССР – советы депутатов трудящихся, т. е. законодательно оформилась единая политическая идеология;

экономической основой Конституция называла социалистическую систему хозяйства и социалистическую собственность на орудия и средства производства; закреплялись две формы собственности: государственная (земля, воды, шахты, транспорт, средства связи) и кооперативно-колхозная (общественные предприятия в колхозах и кооперативных организациях с их инвентарем, продукцией, общественными постройками), а также личная собственность колхозников на приусадебный участок (дом, скот, мелкий инвентарь);

хозяйственная жизнь страны была подчинена государственному народно-хозяйственному плану;

труд конституционно объявлялся обязанностью и делом чести каждого трудоспособного гражданина СССР;

принципы государственного устройства: советский и социалистический федерализм; добровольность и объединение республик, их равноправие и суверенитет;

центральные органы власти СССР обладали наибольшим объемом полномочий:

а) представительство страны в международных отношениях;

б) решение вопросов войны и мира;

в) принятие в состав СССР новых республик;

г) составление народно-хозяйственных планов СССР и др.;

статус граждан по данной Конституции включал: право собственности на трудовые доходы; трудовую обязанность; право на отдых, на материальное обеспечение в старости, болезни, при потере трудоспособности и т. д.

Впервые в Конституцию была включена глава, в которой закреплялись основные политические права и свободы: на труд, на отдых, на образование, свободы слова, печати, собраний и митингов, уличных шествий и демонстраций, неприкосновенность личности и жилища, тайна переписки. Были закреплены и основные обязанности гражданина перед обществом и государством.

Конституция закрепила новую избирательную систему: были сняты классовые ограничения, исчезло неравенство городских и сельских избирателей, отпала многостепенность выборов, устанавливался переход к тайному голосованию. На смену производственно-территориальному принципу выборов вводился чисто территориальный.

Специальная глава Конституции была посвящена организации государственного единства: в ней закреплялся статус СССР как союзного государства, определялась его компетенция и подтверждался суверенитет союзных республик. Подтверждалось право союзных республик на свободный выход из Союза.

60. Уголовное право и процесс в 1930–1941 гг. Изменения в законодательстве о государственных и имущественных преступлениях.

Развитие уголовного права характеризовалось ужесточением уголовного наказания в экономической сфере (защита социалистической собственности) и в государственной (≪контрреволюционные преступления≫). Изменения вносились общесоюзными органами, республиканские органы их последовательно воплощали в своем внутреннем законодательстве. Возраст привлечения к уголовной ответственности был понижен до 12 лет.

Развивается законодательство о государственных преступлениях: увеличиваются до 25 лет сроки лишения свободы за совершение государственных преступлений; Особенная часть дополняется статьями об измене Родине, за совершение таких преступлений предусматриваются самые суровые меры наказания, чаще всего расстрел; в связи с постановлением ЦИК и СНК СССР от 22 августа 1932 г. ≪О борьбе со спекуляцией≫ повышается санкция заспекуляцию продуктами сельского хозяйства и предметами массового потребления - до 5 лет лишения свободы; в связи с индустриализацией повышается уголовная ответственность за выпуск недоброкачественной или некомплектной продукции, данные преступления теперь считаются противогосударственными и наказываются лишением свободы от 5 до 8 лет; хищение социалистической собственности рассматривается теперь как государственное преступление; постановление ЦИК и СНК СССР от 7 августа 1932 г. ≪Об охране имущества государственных предприятий, колхозов и кооперации и укреплении общественной (социалистической) собственности≫ повысило меру наказания до расстрела, а при смягчающих обстоятельствах возможно было ее снижение до 10 лет лишения свободы, причем размер похищенного не имел значения для квалификации данного преступления.

Уголовный процесс характеризовался применением репрессий и массового террора. Был введен особый порядок рассмотрения дел о террористических организациях, вредительстве и диверсиях, который предусматривал очень короткий срок расследования - не более 10 суток и вручение обвиняемому обвинительного заключения за сутки до рассмотрения дела в суде. Прокурор не принимал участия в таких процессах, а защитник участвовал только на стадии судебного разбирательства. Устанавливался запрет на кассационное обжалование, приговор к высшей мере наказания приводился в исполнение немедленно.

Вне системы судебных органов стояли Особые совещания при НКВД СССР, которые проводили массовые репрессии без соблюдения уголовно-процессуальных норм.

61. Развитие трудового права в 1930–1941 гг.

Индустриализация требовала пополнения рядов трудящихся и ужесточения трудовой дисциплины. Конституция 1936 г. закрепила право на труд, на отдых, на материальное обеспечение в старости, в случае болезни и потери трудоспособности, установила и обязанность трудиться.

Перед трудовым законодательством ставились задачи повышения эффективности производства, трудовой отдачи, сокращения нарушений трудовой дисциплины.

Правовым обоснованием данных задач являлись: постановление СНК СССР, ЦК ВКП(б) и ВЦСПС от 28 декабря 1938 г. ≪О мероприятиях по упорядочению трудовой дисциплины, улучшению практики государственного социального страхования и борьбе с злоупотреблениями в этом деле≫; Указ Президиума Верховного Совета СССР от 26 июня 1940 г. ≪О переходе на восьмичасовой рабочий день, на семидневную рабочую неделю и о запрещении самовольного ухода рабочих и служащих с предприятий и учреждений≫.

Постановление СНК СССР от 20 декабря 1938 г. ввело единые трудовые книжки. Сокращается число праздничных дней, устанавливается полный рабочий день для лиц с 16 лет. С октября 1930 г. в связи с ликвидацией безработицы прекращается выплата пособий по безработице. Трудовое право закрепляло поощрение добросовестных работников и устанавливало санкции для нерадивых.

23 июня 1931 г. был принят закон, поощряющий рабочихчленов профсоюза, длительно работавших на одном предприятии. Нормы страхового обеспечения по болезни устанавливались в зависимости от стажа работы на предприятии.

В декабре 1938 г. были утверждены Положения о присвоении высшего трудового отличия - звания Героя Социалистического Труда и о награждении медалями ≪За трудовое отличие≫ и ≪За трудовую доблесть≫.

Отменяется действие трудовых норм, регулирующих выполнение трудового договора, в частности право работника на увольнение по собственному желанию, перевод на другое предприятие и в другую местность. Усиливается, ответственность за прогул и опоздание.

Прогулом признается отсутствие на работе без уважительных причин более 20 минут, уволенные за прогул выселялись с жилой площади, предоставленной предприятием, и лишались пособия по временной нетрудоспособности в течение 6 месяцев на новом предприятии. Устанавливается уголовная ответственность за прогул - исправительные работы до 6 месяцев плюс удержание 25% из зарплаты. За самовольный уход с работы следовало тюремное заключение на срок от 2 до 4 месяцев.

62. Развитие гражданского права в 1930–1941 гг.

Частная собственность ликвидирована в материальном производстве и торговле.

Объектами личной собственности по К 1936 признавались дом, подсобное домашнее хозяйство, трудовые доходы и сбережения трудящихся, предметы домашнего обихода, предметы личного потребления. Объектом особого вида личной собственности признавалась собственность колхозников: собственность колхозного двора, основной доход от трудового участия в колхозе, подсобное хозяйство на приусадебном участке, собственно жилой дом, продуктивный скот и птица, мелкий сельхозинвентарь.

В 1937 г - постановление о сохранении жилого фонда и улучшении жилищного хозяйства: единый гос-й жилой фонд включал фонд, находящийся в распоряжении местных советов и ведомственный фонд, которым устанавливали предприятия. Советы выдавали гражданам ордера на пользование жильём. Право на пользование оформлялось письменным договором между квартиросъемщиком и управляющим домом на срок не менее 5 лет и договор мог быть расторгнут в одностороннем порядке без предоставления другого жилья.

Большое внимание уделяется договорным отношениям. С 1931 г. все хозяйственные органы при поставке товаров, производстве работ и оказании услуг были обязаны оформлять письменные договоры. Усиливалась роль договора между предприятиями как средство выполнения плана.

2 вида договоров: генеральные и локальные. Генеральные договоры заключались между центральными органами. На их основании заключались локальные договоры м-ду конкретными хозяйственными субъектами. С развитием народного хозяйства произошел переход к системе прямых договоров. Прямые договоры заключались на основе протокольных соглашений. В 1937г. протокольные соглашения были заменены основными условиями поставки. Существовала практика поставки продукции без заключения договоров. Без договоров производилась поставка товаров на экспорт и т.д.
Предусматривалось применение санкций к недобросовестным должникам (пени, штрафы, взыскание убытков, неустойка и т.д.).

Все имущество завещателя переходило к наследникам по завещанию, а с 1928 года несовершеннолетние и нетрудоспособные наследники получили право на обязательную долю наследства.

63. Развитие земельного и колхозного права в 1930–1941 гг.

Коллективизация (К) - производственное кооперирование крестьянских хозяйств. Ее проведение провозгласил XV съезд партии в 1927 г., правовой основой К являлся закон ≪Об общих началах землепользования и землеустройства≫ 1928 г., на основании которого колхозам предоставлялись налоговые и кредитные льготы, льготы по получению в пользование земель, кулаки, наоборот, ограничивались в правах аренды земли. Закон также определил, что право собственности на всю землю в составе Союза принадлежит СССР и создал правовую базу для учреждения общесоюзной централизованной системы управления сельским хозяйством.

Проведение К предполагалось на основе принципов добровольности и постепенности, однако кризис хлебозаготовок 1927-1928 гг. подтолкнул власти на проведение принудительной ускоренной коллективизации. Данное решение было принято Пленумом ЦК Коммунистической партии в ноябре 1929 г. Для государственного управления процессом К и в целом сельскохозяйственным производством был создан Наркомзем СССР, в состав которого вошел Колхозцентр СССР.

Проведение К регламентировалось принятым 1 февраля 1930 г. ЦИК и СНК СССР законом ≪О мероприятиях по укреплению социалистического переустройства сельского хозяйства в районах сплошной коллективизации и по борьбе с кулачеством≫ и соответствующей Инструкцией ЦИК СССР от 4 января 1930 г.

Процесс К сопровождался раскулачиванием - изъятием у кулаков имущества и их переселением, задачами которого было создание материальной базы колхозов, освобождение трудовых ресурсов для проведения индустриализации, запугивание крестьянства.

В задачи колхозного и земельного права входило укрепление правового статуса колхозов. Законодательной базой являлись ≪Примерный устав сельскохозяйственной артели≫ от 1 марта 1930 г. и более поздний Примерный устав 1935 г., принятый на II Всесоюзном съезде колхозников.

Примерный устав устанавливал организационно-правовые основы существования и деятельности колхозов, определял, что земля является общенародной государственной собственностью, закрепляется за артелью в бессрочное пользование и не подлежит купле-продаже или сдаче в аренду. Устав определял перечень имущества, подлежащего обобществлению при вступлении в колхоз, порядок распределения доходов колхоза, членство.

Фактически колхозная собственность представляла собой разновидность государственной собственности.


8766436033279296.html
8766481217053312.html

8766436033279296.html
8766481217053312.html
    PR.RU™