Органических удобрений

Благодаря деятельности фермерских и крестьянских хозяйств на поля страны ежегодно вывозятся сотни миллионов тонн твердых и жидких органических удобрений.

Так как на каждом гектаре разбрасывают несколько десятков тонн органических удобрений, то для снижения затрат труда нужны большегрузные машины; обычно вместимость кузова таких машин составляет 5...15 т.

Разбрасыватели органических удобрений (навоза, компостов) работают по следующей технологической схеме: транспортер подает массу к активному разбрасывающему устройству, последнее измельчает ее и распределяет по поверхности поля.

Твердые органические удобрения вносят по прямоточной технологии (ферма – поле), перевалочной (ферма – бурт – поле) и двухфазной.

По прямоточной технологии удобрения транспортируют и вносят одной и той же машиной. По перевалочной технологии в свободное время удобрения формируют на краю поля в бурты, а в сезон работы разбрасывают, повышая тем самым производительность разбрасы­вателей. Согласно двухфазной технологии, навоз укладывают в определенном порядке в кучи, исходя из заданной дозы внесения, а за­тем распределяют по полю валкователем-разбрасывателем.

Разбрасыватель органических удобрений РОУ-6 (рис. 4.10) предназначен для разбрасывания навоза, торфа, компостов. Его можно использовать как саморазгружающийся транспортный при­цеп, для чего разбрасывающее устройство заменяют задним бортом.

РОУ-6 агрегатируется с трактором класса тяги 1,4 кН, оборудо­ванным гидрофицированным крюком, вводами для электрооборудо­вания, приводами тормозной системы.

Основные сборочные единицы машины монтируются на раме, снабженной прицепным и опорным 6 устройствами. Ходовая часть составлена из двух пар колес с пневматическими шинами.

Металлический кузов машины имеет надставные деревянные борта 5. По дну кузова движется цепочно-планчатый питающий транспортер 1.

Разбрасывающее устройство, составленное из шнековых бара­банов – измельчающего 2 и разбрасывающего 3, установлено на месте заднего борта кузова. Транспортер и разбрасывающее устрой­ство приводятся в действие от вала отбора мощности трактора.

Рис. 4.10. Разбрасыватель органических удобрений РОУ-6: 1 – цепочно-планчатый транспортер; 2 – измельчающий барабан; 3 – разбрасывающий барабан; 4 – защитный кожух передачи; 5 – надставной борт кузова; 6 – опора; 7 – шатун; 8 – подвеска

РОУ-6 оборудован тормозной системой и системой электрообо­рудования, обеспечивающими безопасность работы. Транспортер
(рис. 4.11) составлен из четырех сварных грузо­вых цепей, объединенных попарно в две ветви.

Каждая ветвь оборудована самостоятельным натяжным устрой­ством, для этого болтами 15 перемещают вал 16, на котором свобод­но вращаются ведомые ролики. К цепям с равными промежут­ками прикреплены хомутами металлические скребки 12 транспортера. Ве­дущие звездочки 1 закреплены на общем для обеих ветвей транс­портера ведущем валу 2.



Рис. 4.11. Транспортер РОУ-6: 1 – ведущая звездочка; 2 – ведущий вал; 3 – опорный подшипник; 4 – храповое колесо; 5 – коромысло; 6 – ведущая собачка; 7 – предохранительная собачка; 8 – брус рамы; 9 – шатун; 10 – диск кривошипа; 11 – корпус кривошипа; 12 – скребок; 13 – цепь; 14 – натяжная гайка; 15 – натяжной болт; 16 – ведомый вал; 17 – ведомый ролик

Транспортер приводится в движение кривошипно-шатунным и храповым ме­ханизмами. Шатун 9 приводит в колебательное движе­ние коромыс­ло 5, на котором закреплена собачка 6, прижимаемая к храповому колесу 4 пружиной. Храповое колесо закреплено на веду­щем валу 2 транспортера. При холостом движении шатуна 9 собачка скользит по зубцам храпового колеса 4. При рабочем движении шатуна со­бачка упирается в зубец храпового колеса, поворачивая тем самым вал транспортера. Предохранительная собачка 7 удерживает храпо­вое колесо от обратного вращения. Количество разбрасы­ваемого удобрения регулируют изменением скорости движения транспортера. Для этого изменяют эксцентриситет пальца кривошипа механизма привода.

Разбрасывающее устройство собрано в раме, в подшипниках которой вращаются измельчающий 2 (рис. 4.10) и разбрасывающий 3 барабаны. Разбрасывающее устройство монтируется на платформе кузова: специальными крюками опирается на концевые корпусы ведущего вала транспортера, а кронштейнами – на боковые борта кузова.

На измельчающем барабане закреплена шнековая лента с преры­вистым зубчатым профилем, на верхнем (разбрасывающем) – сплош­ная. Нижний барабан перебрасывает через себя удобрение, рыхлит и измельчает его. Разбрасывающий барабан 3 подхватывает массу от нижнего и распределяет ее по полю. Если удобрения расположены в кузове неравномерно, с возвышениями, то верхний барабан выравни­вает слой массы, что увеличивает равномерность разбрасывания.

Доза внесения 15…45 т/га, грузоподъемность 6 т, ширина полосы разбрасывания 6…7 м, рабочая скорость до 12 км/ч. Разбрасыватель обслуживается трактористом.



Разбрасыватель органических удобрений ПРТ-10 предназначен для разбрасывания навоза, торфонавозных компостов, для перевозки грузов. Агрегатируется с трактором Т-150К.

ПРТ-10 представляет собой двухосный прицеп с кузовом объе­мом 8 м, грузоподъемностью 10 т. Устройство и рабочий процесс анало­гичны РОУ-6.

Транспортер составлен из двух ветвей, соединенных попарно скребками. Каждая ветвь имеет самостоятельное натяжное устрой­ство. При нормальном натяжении ведомые ветви транспортера долж­ны лежать на нижней полке лонжерона на длине 2,5...3 м.

Между ветвями транспортеров по оси симметрии кузова располо­жен треугольный делитель острой гранью вверх.

Количество разбрасываемого удобрения регулируют подбором звездочек в приводе транспортера. Машина снабжена таблицей, в которой указан подбор звездочек для разбрасывания 15, 30 и 45 т/га. Скорость движения обеих ветвей транспортера должна быть одина­ковой.

Разбрасывающее устройство составлено из нижнего измельчаю­щего и верхнего разбрасывающего барабанов.

Тракторист визуально периодически контролирует поток разбра­сываемой массы и в случае его нарушения устраняет причину не­исправности.

Ширина захвата машины 5...6 м, рабочая скорость до 12 км/ч, транспортная – до 30 км/ч. Обслуживает ее тракторист.

Разбрасыватель ПРТ-16 (рис. 4.12) представляет собой прицеп, опирающийся на подкатную тележку 1 и две пары колес. Схемы устройства питающего транспортера и разбрасывателя удобрений такие же, как в ПРТ-10. Кузов ПРТ-16 составлен из двух секций: основ­ной 4, образованной боковыми бортами и днищем, и самосваль­ной 2; последнюю можно поворачивать при помощи механизма опро­кидывания 3.

Транспортер составлен из двух ветвей, соединенных попарно скребками. Каждая ветвь имеет самостоятельное натяжное устрой­ство. Цепи следует натягивать так, чтобы их ведомые ветви средней частью слегка касались лонжеронов.

ПРТ-16 оборудован колодочными тормозами с пневматическим приводом, действующим на все колеса машины, и механическим ручным приводом, действующим на задние колеса. Пневматический привод служит для торможения разбрасывателя одновременно с тор­можением трактора, ручной (стояночный) – для торможения маши­ны на стоянке. Последний должен неограниченное время удерживать загруженный разбрасыватель на уклоне до 12°.

В начале работы удобрения подаются к разбрасывающему устрой­ству только из основной секции 4. Через 10...15 с тракторист включает механизм опрокидывания 3 самосвальной секции 2, и масса перегру­жается в основную секцию. Транспортер подхватывает высыпающее­ся удобрение и подает его к разбрасывателю. После опорожнения само­свальной секции тракторист опускает ее в исход­ное положение.

Рис. 4.12. Разбрасыватель органических удобрений ПРТ-16: 1 – подкатная тележка; 2 – самосвальная секция; 3 – механизм опрокидывания; 4 – основная секция; 5 – разбрасыватель; 6 – механизм передач; 7 – рама; 8 – трансмиссия

Тракторист из кабины визуально контролирует поток разбрасы­ваемого удобрения. Количество разбрасываемого ПРТ-16 удобрения – 20, 40, 60 т/га – регулируют перестановкой звездочек привода транс­портера, руководствуясь инструкцией.

Ширина захвата разбрасывателя 5...6 м, объем кузова 11,5 м3. ПРТ-16 обслуживает тракторист.

Разбрасыватель РУН-15Б (рис. 4.13) распределяет органическое удобрение из куч, размещенных самосвалами на поле в шахмат­ном порядке. РУН-15Б навешивают на гусеничные тракторы класса 30 кН. На механизм передней навески трактора монтируют валко-образова­тель, задней навески – разбрасыватель.

Рис. 4.13. Валкователь-разбрасыватель РУН-15Б: 1 и 4 – левая и правая боковины; 2 – активный проталкиватель удобрений; 3 – дозирующее устройство; 5 – опорный каток; 6 – гидроцилиндр; 7 – ротор; 8 – редуктор; 9 – вал отбора мощности; I – валкообразователь; II – разбрасыватель

Валкообразователь опирается на катки 5, регулируемые по высо­те. Он формирует из куч удобрений непрерывный валок. Для этого в конце сходящихся боковин устройства имеется дозирующее окно для прохода массы. Ширину и высоту окна регулируют двумя гори­зонтальными и двумя вертикальными заслонками, что дает возмож­ность формировать равномерный валок из следующей кучи.

Над окном расположен толкатель, работающий от гидропривода. Он разрушает крупные комья и выталкивает удобрения из окна.

Удобрения распределяют по полю четырехлопастные роторы 7 разбрасывателя. Валы роторов приводятся в действие от вала отбора мощности 9 трактора. Частоту вращения роторов изменяют сменой звездочек на валах роторов. Высоту подъема роторов регулируют опорными катками.

Валкообразователь и разбрасыватель переводятся в рабочее и транспортное положение гидроцилиндрами.

Делитель разбрасывателя разрезает валок на две части, их подни­мают лемехи и удерживают совместно с боковыми отвалами. Лопасти роторов 7 захватывают, измельчают и швыряют удобрения в обе стороны. Для раскладки куч поле предварительно размечают. Расстояние между рядами куч 25…30 м, между кучами в ряду – 15…60 м, в зависимости от нормы внесения.

Рун-15Б разбрасывает 15…60 т навоза на 1 га, работает со скоростью 3…7,5 км/ч. Обслуживает устройство тракторист.


8768517443367910.html
8768573889096979.html

8768517443367910.html
8768573889096979.html
    PR.RU™